Дом № 133-137 – Невский проспект. История Санкт-Петербурга

30.12.2015 Другое  Нет комментариев

Дом № 133-137 – Невский проспект. История Санкт-Петербурга

Дом № 133-137

Все пространство между домами 131 и 139 по красной линии Старо-Невского занимает огромное здание, спроектированное архитектурной мастерской Евгения Герасимова. В 1970-х годах здесь из-за аварийного состояния снесли лицевые дома 133,135 и 137, возведенные в 1860-х годах, оставив дворовые флигели более поздней постройки. В 1980-х перед домом 135 появилась монументальная «Доска почета» Смольнинского района, в свою очередь, исчезнувшая после объединения Смольнинского, Дзержинского и Куйбышевского районов в Центральный. В1994году скульптор Наталья Борисова оформила создаваемую по эскизу Виктора Татаренко детскую площадку во дворе дома 135 конструктивистской композицией «Бременские музыканты». Посмотреть данную достопримечательность Санкт-Петербурга можно купив туры в Санкт-Петербург в компании «Невские Сезоны».

Пустующее место у торцевых стен оставшихся домов с разрешения властей временно заняли ларьки-«колокольчики», внешне выглядевшие достаточно опрятно. Жильцы окрестных домов недолюбливали торговую зону, считая ее злачным местом.

Свободный участок привлекал внимание потенциальных застройщиков. В 1991 году он был предоставлен под сооружение гостиницы. Архитектурно-проектная мастерская В. О. Ухова разработала проект, но до его реализации дело так и не дошло. Наконец, свободная от застройки территория заинтересовала Строительную корпорацию «Возрождение Санкт-Петербурга», и ее руководители, представив свой проект, убедили власти в необходимости передать площадку именно им. 28 сентября 2000 года последовало распоряжение 1убернатора Санкт-Петербурга, отменившее все предыдущие и закрепившее территорию домов 133— 137 за новым инвестором, вознамерившимся вложить в дело 4,5 млн долларов. Вскоре президиум Градостроительного совета Санкт- Петербурга одобрил строительство жилого комплекса, согласившись с откровенной новизной его дизайна и поддержав архитекторов, «дерзнувших вписать свое детище в ряд канонических панорам Невского». Эксперты Градостроительного совета высоко оценили объемно-пространственное и архитектурное решение мастерской Евгения Герасимова (архитекторы Е. Л. Герасимов, С. Д. Меркушева, К. В. Смирнов), тем более что предложенный проект полностью соответствовал регламенту по высоте сооружений в историческом центре (26,6 м), условиям примыкания к соседним строениям и по имеющемуся пятну застройки. Цена 1кв.м жилой площади будет не ниже 1000 долларов. Свою информацию о проекте — первую подробную в городской прессе — автор, явно ему симпатизируя, закончил «крепким высказыванием», которое хочется процитировать почти полностью: «Еще вчера, проектируя на Невском и в других „сакральных» местах, полагалось наступить на горло собственной песне, стушеваться, слиться с окружением. Чтобы через некоторое время, когда пожухнут краски, зритель нипочем не догадался, выстроен ли дом в конце XX века или был здесь всегда. В духе такой „стыдливой мимикрии выполнен фасад Санкт-Петербургского отделения ОблСбербанка (Невский, 99-101), закамуфлированный под серенький особнячок середины XIX века. О том, что такая идеология исчерпала себя и завела архитектурный процесс в тупик, критики пишут давно. Но живых примеров смелых встроек в центре, не скрывающих даты своего рождения, пока не так уж много».

Прошедшая в 2001 году в Москве архитектурная выставка продемонстрировала «генеральную линию», долго зревшую в недрах архитектурного цеха. Журналисты сформулировали ее как «арест на ордер»: колонны, фронтоны, пилястры и прочие атрибуты неоклассики уступили дорогу неоконструктивизму, неомодернизму, неоавангардизму. Иными словами, у нынешних зодчих новые кумиры — русские конструктивисты 1920- 1930-х годов. На Западе считают, что именно они-то и внесли последний вклад от имени России в развитие мировой архитектуры XX века. В Петербурге немало памятников конструктивизма: Дом политкаторжан, Кировский райсовет, ДК им. Ленсовета… По мнению автора проекта дома на Невском, 133-137, Евгения Герасимова, «полет мысли русского авангарда был в свое время дискредитирован отвратительным качеством исполнения. Неоконструктивизм реабилитирует эстетику и пластику предтечи за счет идеальной выделки и качественных материалов». Эксперты сочли ссылку авторов на конструктивизм оправданной — неподалеку находится его образчик. Правда, их смутила излишняя «жесткость» образа. Петербург всегда «сглаживал острые углы стилей» в пользу общей цельности, и даже конструктивизм здесь был какой-то особенный, «мягкий». Впрочем, возможны варианты: ведущие мастерские города полны решимости продолжать линию «русского авангарда».

На Всероссийском фестивале «Зодчество», проходившем в московском Центральном выставочном зале Манеж, Архитектурная мастерская Евгения Герасимова была удостоена золотого диплома в номинации «Постройки» за проект элитного жилого дома на Невском, 133-137.

К маю 2004 года дом построен, рекламные ролики на телевидении и в Интернете пытаются убедить нас в том, что «проект дома разработан выдающимися архитекторами Санкт-Петербурга» и что это сооружение «стало заметным украшением основного проспекта города», «позволяет гармонично завершить облик исторически сложившейся застройки города, сохраняя архитектурно-градостроительную картину». Но истинное впечатление, которое оно производит, далеко не совпадает с тем, под влиянием которой) был одобрен проект: здание-монстр кажется чужеродным, с трудом втиснутым между изящными домами архитектурного стиля поздней эклектики, характерного для Старо-Невского. Его не спасает и соседство построенного в 1930-х годах в архитектурном стиле развивающегося тогда конструктивизма дома 141, своеобразной репликой которого Е. Герасимов старался сделать свой проект.

История участков 133-137 до разрушения их лицевых домов, выходящих на Старо-Невский, характерна для многих петербургских купеческих усадеб, существовавших на периферии исторического центра города, и заслуживает отдельного изложения.

Автор: Антон Кашин

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий